gushin
Статус: Offline Зареєстрований: 01.05.2006 Повідомлення: 85 Звідки: Ижевск
|
Додано: 10 Серпень 2018 00:07 Заголовок повідомлення: Об отце Запрожца |
|
|
Об отце "Запорожца"
В событиях большой и нелегкой жизни Бориса Михайловича Фиттермана отразилась, пожалуй, вся история отечественного автомобилестроения.
Борис Фиттерман прошел путь от слесаря до крупного ученого, автоконструктора. Он трудился в Научном автотракторном институте, выполняя ответственные задания на разных предприятиях страны. На заводе имени Сталина (позже Лихачева) Б.Фиттерман принимал участие в создании новых моделей грузовиков, автобусов, легковых машин, первых советских троллейбусов, бронированного спецавтомобиля на базе новой легковой машины ЗИС-110. Он работал так же над реконструкцией самоходного комбайна, проектированием тракторов, созданием мотоциклов. Велика его заслуга как одного из творцов вездеходной техники, бронетранспортеров, в частности машины БТР-52.
В годы Великой Отечественной войны Фиттерман возглавлял на ЗИСе специальное бюро по созданию техники и даже занимался модернизацией одного из минометов, побывав на фронте.
В 1943 году он был назначен главным конструктором автозавода «ЗИС». После войны, занимая столь высокое положение, Борис Михайлович не побоялся вступить в брак с Идой Пензо, первый муж которой кинооператор Владимир Нильсен, как "враг народа", был расстрелян в 1938 году. Сама она несколько лет провела в сталинских лагерях.
28 марта 1950 года Фиттерман пришел домой в 12 часов ночи. Он только что подписал акт приемки на вооружение машины БТР-152 своей конструкции. А через два часа в их квартире на Плющихе раздался пронзительный звонок: за конструктором пришли с арестом. После девяти месяцев предварительного заключения он был приговорен по сфабрикованному обвинению к 25 годам лагерей особого режима с последующей ссылкой на 5 лет. Жену Иду повторно отправили в лагерь как ЧСИР
Но ни тюрьма, ни лагеря не уничтожили в нем творческого духа, стремления к новым открытиям:
- Репрессии на ЗИСе, - вспоминал позже Фиттерман, - обрушились в основном на евреев. В мартовские дни 1950 года многих работников-евреев ЗИСа стали увольнять с завода. Затем начались аресты, в течение нескольких месяцев было арестовано 60 человек. Одним из них по ошибке оказался русский инженер Л. Добрушин, репрессированный, видимо, за то, что был однофамильцем известного еврейского писателя.
Помимо Фиттермана, среди арестованных оказались главный конструктор по электрооборудованию Г. Гольдберг, зам. начальника кузовного отдела Г. Жаботинский, зам. главного металлурга М. Коган, ведущий конструктор Г. Сонкин, старший технолог А. Шмидт, зам. начальника производства П. Мостославский, ответственный работник лаборатории резания Б. Майнсфельд, экономисты, инженеры, хозяйственники, даже работники питания, начальник медсанчасти Д. Самородицкий, врач А. Финкельштейн. Не смог спасти от расстрела своего помощника Арона Филипповича Эйдинова сам И. Лихачев. Директора не тронули, но обвинили в том, что он не только держал на командных должностях слишком много евреев, но и "расплодил" на заводе людей еврейской национальности, создавших якобы тайную контрреволюционную организацию.
Когда Фиттерман вернулся из лагеря (в 1955 году его реабилитировали и через 5 дней выпустили из Лефортовской тюрьмы), он устроился в Научный автомоторный институт (НАМИ), преподавал в МАДИ и продолжал заниматься конструированием. Сферой его научно-производственных интересов, которые принесли превосходные результаты, стали малолитражные автомобили, сухопутные аппараты на воздушной подушке, иностранные легковые машины, в частности ФИАТ-24, автомобили для инвалидов, машина ЗАЗ-1102 ("Таврия"), ну и ЗАЗ-965 ("Горбатый", "запорожец"). Кстати, именно в те годы Борис Фиттерман написал свой монументальный труд «Микроавтомобили», ставший учебником для конструкторов таких машин.
Им была придумана интересная модернизация велосипеда с повышенной скоростью. По ссылке можно прочитать некоторые эпизоды из жизни этого замечательного человека, ученого и конструктора, записанные с его слов: https://bessmertnybarak.ru/article/teatr_uzhasov/
|
|