Попередня тема :: Наступна тема |
Автор |
Повідомлення |
Компромисс
Статус: Offline Зареєстрований: 21.04.2009 Повідомлення: 1670 Звідки: Днепропетровская обл. Моє авто: ЗАЗ 968М, Sens 1.3
|
Додано: 03 Квітень 2016 22:11 Заголовок повідомлення: Шатуны – контроль и рихтовка |
|
|
В процессе подготовки к замене поршневой на «79 мм» готовлю и шатуны под поршни и пальцы. Есть аж два комплекта новых шатунов с жёлтой меткой, но их не трогаю пока – жалко выламывать заводские втулки. Начитавшись много разных форумов про «перевтуливание» шатунов, решил отдать б/у шатуны в автомастерскую «специалистам». Сделали – расточкой на каком-то серьёзном станке под каждый палец. Дальше занялся подгонкой массы. И как бы вдруг надумал приблизительно проверить параллельность осей НГШ и ВГШ. В голову пришло такое приспособление
из плотно входящего пальца, абсолютно ровной фрезерованной стальной планки и пробки-распорки.
Потом ещё одну «конструкцию» испытал
И последняя, ещё более точная композиция
Результаты оказались идентичными и ошеломляющими. Мануал требует непараллельность осей не более 0,04 мм на расстоянии 100 мм от головок, а оказалось от 0,1 до 0,4 мм! Это просто видно без всяких микрометров. В надежде, что ошибаюсь, что где-то может быть кривизна, пылинка и т.п., повторил измерения несколько раз, меняя положения «инструмента» - результаты повторились…((
Проверил так же тройку шатунов из новых комплектов – тоже не идеал, выходит за допуск, хоть и немного. Т.е. верить ничему нельзя, надо всё проверять и лучше делать самому. И ведь готовился к самостоятельному перевтуливанию (был мотоциклетный опыт), но доверился «специалистам». Теперь или опять к ним перевтуливать, но с конкретными определёнными объяснениями, или рихтовать шатуны самому. Склоняюсь к рихтовке, предполагаю, что пригодится не раз…
Возникает вопрос – а как же может получиться такая непараллельность? Какая технология изготовления шатуна? Если расточка НГШ производится строго перпендикулярно торцам НГШ, и НГШ в свою очередь является базой для расточки ВГШ, то ошибка исключена. Либо станки кривые, либо торцы НГШ не перпендикулярны отверстиям.
Проверял стеклом геометрию шатунов – прикладывал ровное толстое стекло к торцам НГШ. Оказалось, что практически у всех шатунов почему-то один торец плотно прилегает к стеклу, а другой почему-то не плоский – как на рисунке. Отклонение небольшое – размер «а» 0,1-0,2 мм, но оно есть. Почему? Делаю вывод – необходимы тщательный контроль параллельности и хорошая, удобная технология рихтовки. Буду думать.
_________________ Если дела идут хорошо, значит вы чего-то не заметили... |
|
Повернутися до початку |
|
|
Компромисс
Статус: Offline Зареєстрований: 21.04.2009 Повідомлення: 1670 Звідки: Днепропетровская обл. Моє авто: ЗАЗ 968М, Sens 1.3
|
Додано: 09 Квітень 2016 17:15 Заголовок повідомлення: |
|
|
Более-менее овладел методом с микрометром - сотку вижу, расстояние от вертикальной оси шатуна до точки замера около 27 мм, т.е., если разница замеров с двух сторон до сотки, то на расстоянии 100 мм - не более 0,04 мм. Результаты повторяются, доверять можно.
У всех перевтуленных шатунов "ближнее" (до 27 мм) отклонение около 0,1 мм - даже штангелем фиксируется. (Любопытно всё-таки выяснить - как это у них получилось.)
Проверил два комплекта новых (заводских) шатунов - в одном комплекте один шатун в норме, в другом три. Остальные заметно не в норме - до 10 соток на ближнем замере.
Проверил 4 шатуна б/у - тоже отклонения, но это уже немного успокаивает - мотор-то работал. Извлёк из одного втулку - отклонение соосности НГШ и ВГШ без втулки заметно меньше, чем с втулкой...
Попробовал рихтовать - столярной струбциной вот в такой комбинации
Получилось выровнять до нормы. Для индикации процесса "втыкал" плотно в НГШ и в ВГШ вертикальные рейки, сверху к одной из них прищепил линейку. Интересно, что остаточная деформация появляется только после сближения верхних концов реек на 8 и более мм, т.е. после прогиба шатуна на примерно 0,7 и более мм - довольно упругий материал.
_________________ Если дела идут хорошо, значит вы чего-то не заметили... |
|
Повернутися до початку |
|
|
Xabar
Статус: Offline Зареєстрований: 16.04.2015 Повідомлення: 101 Звідки: Николаев
|
Додано: 09 Квітень 2016 19:48 Заголовок повідомлення: |
|
|
Я никогда и не заморачивался над этим,теперь завтра свои шатуны мерить буду,как раз мотор разобран.
|
|
Повернутися до початку |
|
|
petro63
Статус: Offline Зареєстрований: 23.07.2015 Повідомлення: 115 Звідки: Волинь Моє авто: ЗАЗ-965А,Опель-кадет
|
Додано: 09 Квітень 2016 20:59 Заголовок повідомлення: |
|
|
Похожие проблемы имел с шатунами при ремонте старых ВАЗовских моторов (типа 2101 71 года).При внимательном осмотре разобраного движка иногда порни были потерты с одной стороны сильно.Явно шатун кривой.Начинающие мастера пытались выбить порневой палец зажав шатун в тиски.До таких замеров как Компромисс выше пишет я не дошел,просто ложил шатун на линейку и смотрел на просвет. Кривизну видно сразу.Рихтовал просто молотком.До исчезновения просвета.
|
|
Повернутися до початку |
|
|
Gazirovannij
Статус: Offline Зареєстрований: 05.03.2007 Повідомлення: 2310
|
Додано: 09 Квітень 2016 21:41 Заголовок повідомлення: |
|
|
Не моя пробованная рекомендация но может пригодиться.
Она от моего приятеля станочника экстра класса.
Рихтовка шатунов "на холодную" очень не очень.
Вспомнят прежнее состояние. При нагреве тем более.
Он вообще то древний свой Поло когда пришла пора делать капиталку сопоставил цену что для неё надобно - дык две таких годов можно купить.
Там капиталка двига однозначно.
Поставил поршни 30-ки. Копеечные.
Одна засада. 2 мм пальцы к колену ближе.
Так он сделал приспособу и вытянул шатуны на горячую на те 2 мм.
Мотористы профи крутили пальцем у виска.
Сам он первое время ездил с ногой на сцеплении. Мало ли что.
Прокатил такой способ.
|
|
Повернутися до початку |
|
|
petro63
Статус: Offline Зареєстрований: 23.07.2015 Повідомлення: 115 Звідки: Волинь Моє авто: ЗАЗ-965А,Опель-кадет
|
Додано: 09 Квітень 2016 22:28 Заголовок повідомлення: |
|
|
Похожая история. Насобиралось после ремонтов движков ВАЗовских барахла ненужного.Я решил из него сделать движок экспериментальный 1,7 литра..Есть блок 011 который уже растачивать некуда.Убит на размере 79,7.Расточил на 82.Под поршни 21083.Есть колено 03 тоже на выброс.Но появились вкладыши 1,25.Шлифонул под них.Осталось фигня-найти шатуны укороченные.Сейчас то они есть в продаже,а тогда я не знал об этом.Стандартные шатуны разрезал болгаркой,укоротил на нужные 7мм и сварил полуавтоматом.На фрезере сделали мне приспособу для фиксации ВГШ и НГШ на нужном растоянии и в одной плоскости.Сварил,замеры показали небольшой разброс,приемлемый.Почитал литературу.Нужно снять напряжения после сварки.Вроде это называется термостабилизация.Выдержать кажется 600 градусов 4 часа.Отдал на завод в термичку.Сказали что сделали.Еще поршни чуть задевали за противовесы колена.Подрезал.Собрал.Ездил тисяч 20 и продал машину.Ощущения от езды как на дизеле.Тяга на низах зверская.Какую скорость не включишь-разгоняется и не дергается.Только гул низкий при тапке в пол.Но ближе к 100кмчас тупела.Головка по впуску получалась задавлена.
|
|
Повернутися до початку |
|
|
Компромисс
Статус: Offline Зареєстрований: 21.04.2009 Повідомлення: 1670 Звідки: Днепропетровская обл. Моє авто: ЗАЗ 968М, Sens 1.3
|
Додано: 09 Квітень 2016 22:34 Заголовок повідомлення: |
|
|
Gazirovannij писав(ла): |
Рихтовка шатунов "на холодную" очень не очень.
Вспомнят прежнее состояние. При нагреве тем более.
..........
Так он сделал приспособу и вытянул шатуны на горячую на те 2 мм.
.........
Мотористы профи крутили пальцем у виска.
|
Про прежнее состояние - может быть, если вспомнить что-то из кристаллографии, но в мануалах пишут просто про рихтовку. Вот и здесь
http://lektsii.com/8-20193.html
говорят об отпуске при температуре 180-200 градусов. И здесь же пишут, что при рихтовке надо сначала чуть перегнуть, потом вернуть назад. Только не пишут, сколько это - "чуть" . (Плохо, что счётчик на газ поставили, теперь жалко духовку долго греть... )
Продолжим изучать вопрос...
Про вытяжку - думаю, не криминал - мельком читал и видел картинки про усадку шатунов при замене коленвала для увеличения объёма - вообще круть, так почему не вытянуть этим способом, и всего на 2 мм. Мотористы профи не знают про усадку?
_________________ Если дела идут хорошо, значит вы чего-то не заметили... |
|
Повернутися до початку |
|
|
petro63
Статус: Offline Зареєстрований: 23.07.2015 Повідомлення: 115 Звідки: Волинь Моє авто: ЗАЗ-965А,Опель-кадет
|
Додано: 10 Квітень 2016 00:08 Заголовок повідомлення: |
|
|
Имеется эта книга у меня с 96 года.Тогда с Москвы привезли по заказу за недешево.По доброте душевной предлагал местным мотористам почитать.Все отказались.Полистают и отдают со словами- я что,профессор?(или проффэсор?Блин,Янукович..)
|
|
Повернутися до початку |
|
|
Vadim_K
Статус: Offline Зареєстрований: 16.02.2008 Повідомлення: 1863 Звідки: Львів
|
Додано: 10 Квітень 2016 08:38 Заголовок повідомлення: |
|
|
А що саме за книжка...??? Можливо вона є на просторах інету.....
|
|
Повернутися до початку |
|
|
petro63
Статус: Offline Зареєстрований: 23.07.2015 Повідомлення: 115 Звідки: Волинь Моє авто: ЗАЗ-965А,Опель-кадет
|
Додано: 10 Квітень 2016 11:43 Заголовок повідомлення: |
|
|
Ссылка компромиса сверху."Ремонт двигателей зарубежных авто".Выпуск 1988г.Прикол,а я написал что заимел ее в 1996.Немного соврал...
|
|
Повернутися до початку |
|
|
Димас
Статус: Offline Зареєстрований: 26.02.2010 Повідомлення: 408 Звідки: ХАРЬКОВ
|
Додано: 10 Квітень 2016 16:00 Заголовок повідомлення: |
|
|
Gazirovannij писав(ла): |
Не моя пробованная рекомендация но может пригодиться.
Она от моего приятеля станочника экстра класса.
Рихтовка шатунов "на холодную" очень не очень.
Вспомнят прежнее состояние. При нагреве тем более.
Он вообще то древний свой Поло когда пришла пора делать капиталку сопоставил цену что для неё надобно - дык две таких годов можно купить.
Там капиталка двига однозначно.
Поставил поршни 30-ки. Копеечные.
Одна засада. 2 мм пальцы к колену ближе.
Так он сделал приспособу и вытянул шатуны на горячую на те 2 мм.
Мотористы профи крутили пальцем у виска.
Сам он первое время ездил с ногой на сцеплении. Мало ли что.
Прокатил такой способ. |
Ха,я москвичёвские шатуны вытягивал на 10,5 мм.И всё ок,мотор ездит без проблем.
|
|
Повернутися до початку |
|
|
Dr.Hartman
Статус: Offline Зареєстрований: 02.01.2011 Повідомлення: 742 Звідки: Мелитополь
|
Додано: 10 Квітень 2016 19:54 Заголовок повідомлення: |
|
|
petro63 писав(ла): |
Ссылка компромиса сверху."Ремонт двигателей зарубежных авто".Выпуск 1988г.Прикол,а я написал что заимел ее в 1996.Немного соврал... |
Не правда , по памяти помню что книга вышла в издательство в 1999 году , в 2000 привезли под заказ знакомому мотористу , я у него постоянно брал почитать .
|
|
Повернутися до початку |
|
|
Dr.Hartman
Статус: Offline Зареєстрований: 02.01.2011 Повідомлення: 742 Звідки: Мелитополь
|
Додано: 10 Квітень 2016 20:03 Заголовок повідомлення: |
|
|
Точняк ВОТ она .
|
|
Повернутися до початку |
|
|
petro63
Статус: Offline Зареєстрований: 23.07.2015 Повідомлення: 115 Звідки: Волинь Моє авто: ЗАЗ-965А,Опель-кадет
|
Додано: 10 Квітень 2016 21:04 Заголовок повідомлення: |
|
|
Вот, нашел,сфоткал.
|
|
Повернутися до початку |
|
|
petro63
Статус: Offline Зареєстрований: 23.07.2015 Повідомлення: 115 Звідки: Волинь Моє авто: ЗАЗ-965А,Опель-кадет
|
Додано: 10 Квітень 2016 21:10 Заголовок повідомлення: |
|
|
О,увидел.Очепятался, сори,правильно" выпуск 1998г."
|
|
Повернутися до початку |
|
|
Dr.Hartman
Статус: Offline Зареєстрований: 02.01.2011 Повідомлення: 742 Звідки: Мелитополь
|
Додано: 10 Квітень 2016 22:48 Заголовок повідомлення: |
|
|
О как
а я другую в руках держал
|
|
Повернутися до початку |
|
|
petro63
Статус: Offline Зареєстрований: 23.07.2015 Повідомлення: 115 Звідки: Волинь Моє авто: ЗАЗ-965А,Опель-кадет
|
Додано: 11 Квітень 2016 02:34 Заголовок повідомлення: |
|
|
У меня и здесь 1998год.Ну это не важно,главное что есть на свете эта замечательная книга.Она мне здорово помогла в свое время.Тогда многие мастера смотрели на инжектор как баран на новые ворота.
|
|
Повернутися до початку |
|
|
Компромисс
Статус: Offline Зареєстрований: 21.04.2009 Повідомлення: 1670 Звідки: Днепропетровская обл. Моє авто: ЗАЗ 968М, Sens 1.3
|
Додано: 11 Квітень 2016 14:25 Заголовок повідомлення: |
|
|
Вот ещё нашёл:
"Так как после правки некоторые шатуны через непродолжительное время принимают прежнюю форму, то для ряда двигателей правка запрещена. При холодной однократной правке почти у 100% шатунов наблюдается возврат деформации. Двукратная правка (с перегибом в обратную сторону) снижает количество возвратов деформации, но при этом ухудшается усталостная прочность. Нормализация после правки при 400—450° (не выше температуры отпуска детали при изготовлении ее) с выдержкой в течение 1 ч дает полное восстановление несущей способности для 90% деталей."
(отсюда http://stroy-technics.ru/article/remont-detalei-pravkoi)
Поэтому пляски с рихтовкой тоже несовершенны - надо при перевтуливании корректно растачивать ВГШ, и заранее выяснять - как производитель это сделает и гарантирует.
_________________ Если дела идут хорошо, значит вы чего-то не заметили... |
|
Повернутися до початку |
|
|
Компромисс
Статус: Offline Зареєстрований: 21.04.2009 Повідомлення: 1670 Звідки: Днепропетровская обл. Моє авто: ЗАЗ 968М, Sens 1.3
|
Додано: 21 Тра 2016 22:26 Заголовок повідомлення: |
|
|
Чтобы обеспечить корректную "базу" - опорную поверхность шатуна при последующей расточке втулки ВГШ на станке в мастерской, проторцевал на токарном станке один из торцов НГШ. Для этого с одного зажатия приготовили цилиндрическую "оправку" с диаметром на 0,1 мм (или меньше) больше отверстия НГШ.
Зажимали на этой оправке шатуны и торцевали - снимали 0,1 - 0,2 мм, пока не появлялась полностью проточенная поверхность.
В конце первого сообщения темы я указывал на "неровность" торцов НГШ. Теперь один из торцов строго перпендикулярен отверстию.
За годы образовались в наличии четыре комплекта шатунов - два б/у и два новых. Из этих 16-ти ни один!! шатун не был идеален по торцам НГШ. Вот и причина непараллельности осей НГШ и ВГШ после перевтуливания даже в мастерской.
_________________ Если дела идут хорошо, значит вы чего-то не заметили... |
|
Повернутися до початку |
|
|
Компромисс
Статус: Offline Зареєстрований: 21.04.2009 Повідомлення: 1670 Звідки: Днепропетровская обл. Моє авто: ЗАЗ 968М, Sens 1.3
|
Додано: 17 Серпень 2016 22:13 Заголовок повідомлення: |
|
|
Тема имела продолжение, но в итоге вообще тупик…
Отдал комплект шатунов (уже с проточенными торцами НГШ) в другую мастерскую, так тамошний специалист сказал по поводу проточки торца, что ему это вообще не надо – он сначала выставляет как-то шатун на полную параллельность цилиндра НГШ и шпинделя станка, потом растачивает ВГШ. (Даже показал шатуны, у которых изначально нет «торца» НГШ).
Воодушевление от такого профессионального подхода длилось недолго – домашний контроль перевтуленных шатунов опять показал непараллельность осей до 0,4 мм на 100 мм, т.е. 10-кратное превышение допустимого. «Специалист», естественно, не признал брак, сказал, что это я неправильно проверяю, посоветовал проверить в другой фирме, где есть координатно-расточной станок. Я вышел на эту фирму, объяснил, что надо проверить, проверили – брак подтвердился.
Т.е. в двух специализированных мастерских одинаково некорректно перевтулили… Есть теперь основания считать, что задача эта практически нерешаема.
Потрачены время, деньги. Думаю, если бы задался целью сделать сам, уже придумал бы устройство для корректного ручного развёртывания. И за меньшие деньги.
Это всё интересно, но как-то грустно и безысходно.
(И верить никому нельзя. Мюллеру - можно )
_________________ Если дела идут хорошо, значит вы чего-то не заметили... |
|
Повернутися до початку |
|
|
|