Русский, помни, что настанет тот час, когда и тебя спросят - а что ты сделал, чтобы остановить военные преступления своей страны в Украине?
Возможно даже, что этот вопрос зададут твои дети или внуки, которых будет посылать на три буквы весь мир.
Вам будет невыносимо стыдно за то, что взрастили у себя путинизм. Но тогда будет уже поздно что-то сделать. А сейчас - ещё не поздно.
Хотя, уже гештальт закрыт

Список форумів ЗАЗ Форум ЗАЗ Форум
Присвячений автомобілям Запорожець
 
    ПошукПошук   Увійти та перевірити приватні повідомленняУвійти та перевірити приватні повідомлення РеєстраціяРеєстрація
    ПрофільПрофіль   ВхідВхід 

Фотогалерея - Файлохранилище - Чат - Укр->Рус переклад
Книжкова полиця
 
Передача за передачей

 
Почати нову тему   Відповісти на тему    Список форумів ЗАЗ Форум -> Трансмісія
Попередня тема :: Наступна тема  
Автор Повідомлення
prodiji



Статус: Offline
Зареєстрований: 26.08.2006
Повідомлення: 843
Звідки: Украина Запорожье
Моє авто: ЗАЗ 968М и impreza WRX

ПовідомленняДодано: 06 Червень 2007 22:07    Заголовок повідомлення: Передача за передачей Відповісти з цитатою


В гонках без надежной и эффективной коробки передач делать нечего - эта аксиома в доказательствах не нуждается. Быстрое переключение передач, способность выдержать самые серьезные перегрузки и грубейшие ошибки при переключении, оптимальный подбор передаточных чисел - вот что в первую очередь требуется от первоклассной КПП. Тщательно настроенная, сбалансированная коробка передач позволяет выигрывать при разгоне и прохождении поворотов доли секунды, которые на финише могут стать решающими...

Как в случае с двигателями, уровень подготовки и тип коробки передач зависят от того, в какой группе представлен раллийный автомобиль. Жесткий регламент группы N запрещает какие-либо серьезные изменения в стандартной коробке передач - можно только усилить детали или заменить на аналогичные из высокопрочных материалов. Передаточные числа должны один в один соответствовать указанным в характеристиках серийного автомобиля, да и механизм переключения остается неизменным (обычно по так называемой Н-схеме). В результате, соревнования для пилотов на N-групповых автомобилях превращаются в серьезное испытание - необходима исключительно точная работа с педалями газа, сцепления и аккуратное переключение передач. Любая неосторожность, и синхронизаторы в КПП убиваются мгновенно, особенно на автомобилях с форсированными двигателями. Это и не удивительно, так как стандартные коробки передач проектируются в расчете на более-менее нормальную эксплуатацию, чтобы достичь максимального комфорта и экономичности. А раллийные условия значительно отличаются от обычных дорожных.

Немного спасают ситуацию автомобили из так называемой омологационной серии - выпущенные в количестве не менее 2500 штук машины со значительными изменениями в конструкции, которые позволяют впоследствии обосноваться в группе А. В такие "стандартные" автомобили уже заложены многие разработки, позволяющие с небольшими затратами переоборудовать технику в приличный раллийный автомобиль группы N. В качестве примера можно привести Renault Clio Williams, Peugeot 306 XS, Peugeot 106 Sport (классы N2, N3), а также, несомненно, столь популярные сейчас Mitsubishi Lancer Evo и Subaru Impreza WRX... На таких машинах обычно устанавливают КПП с более спортивными характеристиками. Передаточные числа подобраны таким образом, что на автомобиле можно и погонять от души, и относительно спокойно ездить в обычном, повседневном режиме.

Однако все это лишь полумеры - настоящие гоночные коробки передач можно встретить только в группе А (среди "энок" спортивная КПП попадется только в том случае, если она предусмотрена в "стандарте"). Основная особенность таких коробок заключается в полном отказе от синхронизаторов и применении только прямозубых шестерен. Синхронизаторы хороши для дорожных автомобилей, но в гонках на свет выплывают два минуса - более низкая скорость переключения передач и, как было уже сказано выше, недолговечность при жестких переключениях.

Но почти сразу возникает вопрос - а как же переключать передачи без синхронизаторов? Те, кто ездил на старых автомобилях с несинхронизированными КПП, наверняка вспомнят про перегазовку (при переходе с высшей на нижнюю передачу) и двойной выжим сцепления (для переключения на высшую передачу). Но надо обладать отменным чувством двигателя, чтобы не ошибиться с оборотами и вовремя переключить передачи - одна ошибка, и шестерни останутся без зубьев...

Эту проблему удалось решить благодаря кулачковым коробкам передач. В них на торцах шестерен есть выступы-кулачки, посредством которых шестерни входят в зацепление. При этом передачи можно переключать с неполным выжимом сцепления, а порой и вообще без выжима сцепления - самые серьезные ударные нагрузки приходятся на кулачки, а не на зубья шестерен. Главные преимущества - высокая надежность по сравнению с синхронизированными КПП, меньшая масса (за счет максимального упрощения конструкции), передает больший крутящий момент, быстрее происходит переключение передач. Однако такая КПП дешевой не бывает, да ресурс ее относительно невысокий - такие жесткие переключения приводят к стиранию кулачков, и приходится либо восстанавливать кулачки (методом напыления металла), либо вообще менять шестерни. Но, с другой стороны, автоспорт дешевым не бывает - если хочешь добиваться высоких результатов, то экономить не приходится. А что касается срока службы, то основное требование к технике - чтобы она выдержала как минимум одну гонку от начала до конца. А потом ее в обязательно порядке перебирают до последнего винтика и заново готовят к следующим соревнованиям.

Настоящей вершиной инженерной мысли стали секвентальные, они же последовательные коробки передач! Такие КПП сейчас стали непременным атрибутом любого раллийного автомобиля высшей категории, будь то World Rally Car или Super 1600. Свое название такие коробки получили из-за того, что передачи в них переключаются строго последовательно, одна за другой. Поэтому механизм переключения передач максимально упрощен - перемещения рычага происходят только вперед-назад, а не по разветвленной схеме (Н-схема). Чтобы пилот в запарке случайно не включил нейтраль или задний ход, то рычаг оборудован механическим фиксатором-блокировкой - при необходимости достаточно нажать кнопку или скобу... А электронное табло на панели приборов постоянно информирует пилота о том, какая передача включена в данный момент.

В общих чертах конструкция не содержит ничего нового - шестерни с прямыми зубьями и полное отсутствие синхронизаторов. Самая главная изюминка секвенталок - широкое применение электронных систем, микропроцессоров, отвечающих за быстрое, точное и мягкое переключение передач и которые управляют всеми вспомогательными механизмами. Пилот просто "заказывает" необходимую передачу и в определенный момент резко нажимает или отпускает педаль газа, а все остальное сделает процессор - выключит сцепление, чуть-чуть увеличит или сбросит обороты двигателя, переключит передачу и снова включит сцепление. И все эти операции бортовой компьютер выполнит намного быстрее и точнее, чем пилот с самой отменной реакцией. Поэтому такие КПП получили название полуавтоматических - водителю надо только вовремя переключить передачу, а остальное все сделает автоматика.

В результате дальнейшего развития секвентальных КПП многие заводские команды отказались от традиционного рычага на центральном тоннеле и заменили его более удобными переключателями. Обычно рычаг приходится делать достаточно длинным, чтобы его рукоять находилась как можно ближе к рулевому колесу - тогда гонщик сможет быстрее переносить руку с руля на рычаг и обратно. Самый логичный шаг в такой ситуации - разместить механизм переключения передач поближе к рулевой колонке. Именно так именно так поступили конструкторы Toyota Corolla WRC, Seat Cordoba WRC, Ford Focus WRC - в этих автомобилях возле руля появились небольшие рычажки-джойстики на специальных кронштейнах. Интересно, что "тойотовцы", первыми применившую такую конструкцию, не решились окончательно отказаться от традиционных решений, и в кабине Toyota Corolla WRC можно увидеть сразу два рычага КПП - новаторский околорулевой и традиционный на центральном тоннеле.

Еще более продвинутую систему переключения передач применили конструкторы "Субару" и "Пежо" - они вообще отказались от каких-либо рычагов. В Subaru Impreza WRC и Peugeot 206 WRC появились подрулевые переключатели, похожие на те, которые в свое время получили "прописку" в Формуле-1. Теперь у пилотов вообще отпала необходимость снимать руки с руля - разве только время от времени, чтобы в сложных поворотах воспользоваться "ручником".

Благодаря наличию многочисленных электронных систем можно производить настройку бортового оборудования в гораздо более широких пределах, чем прежде. Конечно, настройке должна подвергаться не только коробка передач в отдельности, а все агрегаты автомобиля в комплексе. Нетрудно представить, какая разница должна быть в настройках раллийного автомобиля при подготовке к выступлениям на замысловатых дорогах Корсики или скоростных трассах Австралии. Например, на той же Корсике, где расстояния между поворотами в среднем не превышаю полутора сотен метров, максимальная скорость не имеет большого значения. Решающим фактором становится динамика разгона автомобиля при выходе из поворота. Поэтому преимущество на Корсике получит тот пилот, который сумеет быстро набрать скорость (сотню за 3,5-4 секунды). Какой смысл располагать максимальной скоростью 250 км/ч, если нет длинных отрезков, где можно мчаться "до упора"? В таких условиях многое решает удачная настройка коробки передач, двигателя и трансмиссии.

Понятно, почему при практически полном равенстве по мощности (280-290 л.с. против 300 л.с.) автомобили класса N4 вчистую проигрывают WRC - решающим аргументом в их споре становится коробка передач. Конечно, нафаршированная до предела, "умная" секвентальная КПП и стандартная коробка передач - вещи совершенно несравнимые. Правда, существует так называемая группа N+, когда автомобиль можно чуть "зарядить" сверх требований регламента, в частности, установить кулачковую КПП. Вот только потом порой возникают определенные сомнения, к какой группе следует отнести такой автомобиль - порой без обиняков запишут в класс А8, а могут и посмотреть сквозь пальцы и оставить в N4.

Кроме всего прочего, спортивная коробка передач должна обладать громадным запасом прочности, особенно в автомобилях с турбодвигателем, которые обладают гигантским крутящим моментом (до 600 Нм). Ведь на старте пилот резко включает сцепление, и тогда на коробку приходится большая и резкая ударная нагрузка... Поэтому при изготовлении всех компонентов КПП применяются самые высоие технологии, которыми располагает далеко не каждый автопроизводитель. Не удивительно, что сейчас большинство команд заказывают коробки передач на стороне - собственные разработки используют только "Субару" (Prodrive) и "Шкода". В настоящее время чаще всего используют продукцию фирм Xtrac и Hewland.

Все вышеперечисленные особенности приводят к тому, что такая секвентальная коробка передач дешевой не будет никогда! Фактически, она является самым дорогим агрегатом в современном раллийном автомобиле - во многих автомобилях WRC ее стоимость может легко превысить отметку в сотню тысяч евро.

Сейчас, когда практически каждый день можно узнать о появлении новейших конструкций для ралли, еще большим уважением проникаешься к гонщикам прошлого - во многих отношениях им было гораздо сложнее управлять гоночной техникой того времени! Сейчас даже трудно представить, как можно было управлять "наземными самолетами" группы В, когда в 450-500-сильных турбомонстрах пилот мог рассчитывать только на свои силы!

Повернутися до початку
Переглянути профіль Фотогалерея Garage Відправити приватне повідомлення
VesyK



Статус: Offline
Зареєстрований: 17.05.2005
Повідомлення: 330
Звідки: г.Таганрог

ПовідомленняДодано: 07 Червень 2007 15:03    Заголовок повідомлення: Відповісти з цитатою


Афигенная статья! Ставлю 5+! Очень понравилась! Она будет хорошим позновательным материалом тем кто про это никогда не слышал но хочет узнать!!! МАЛАДЦА!

_________________
В тюнинге смысл, в гонках жизнь!
Повернутися до початку
Переглянути профіль Фотогалерея Garage Відправити приватне повідомлення Відправити e-mail
Audi90



Статус: Offline
Зареєстрований: 16.08.2006
Повідомлення: 1108
Звідки: Киев

ПовідомленняДодано: 07 Червень 2007 16:54    Заголовок повідомлення: Відповісти з цитатою


Вот только стоимость секвентальной коробки реально сводит на нет возможность использования ее на наших авто, а ведь она является самым оптимальным вариантом, особенно по отношению к кулачковым коробкам...

_________________
Лишь жажда скорости может вновь вернуть в нас стремление жить.
ЗАЗ968М WRX Sti RWD
Повернутися до початку
Переглянути профіль Фотогалерея Garage Відправити приватне повідомлення ICQ Number
VesyK



Статус: Offline
Зареєстрований: 17.05.2005
Повідомлення: 330
Звідки: г.Таганрог

ПовідомленняДодано: 08 Червень 2007 12:35    Заголовок повідомлення: Відповісти з цитатою


на самом деле с секвенталом по городу немного не удобно ездить, а вот с "кулачьком" норма, так как можно любую передачу втыкнуть + на мощьном двиге можно чере передачу, а то и через две переключаться!

_________________
В тюнинге смысл, в гонках жизнь!
Повернутися до початку
Переглянути профіль Фотогалерея Garage Відправити приватне повідомлення Відправити e-mail
VesyK



Статус: Offline
Зареєстрований: 17.05.2005
Повідомлення: 330
Звідки: г.Таганрог

ПовідомленняДодано: 25 Червень 2007 18:53    Заголовок повідомлення: Відповісти з цитатою


Так а чем кулачковая отличается от простой механики!? Только тем что есть возможность переключаться без сцепления! А так полностью идентичная! + По городу при спокойной езде ездишь точно также, со сцеплением а решил по отваливать, убрал ногу с педали и все! Очень кайфовая штука! + у меня она 5ти ступка!
Для сравнения- это простая родная ЗАЗовская коробка!


Ну а вот и "кулачек"! Laughing











_________________
В тюнинге смысл, в гонках жизнь!
Повернутися до початку
Переглянути профіль Фотогалерея Garage Відправити приватне повідомлення Відправити e-mail
zaz-racer



Статус: Offline
Зареєстрований: 14.04.2003
Повідомлення: 2002
Звідки: Киев

ПовідомленняДодано: 25 Червень 2007 22:55    Заголовок повідомлення: Відповісти з цитатою


тогда уж использовать прямозубые но с полусферическими зубьями...

Надо будет выложить фотку коробки от моих Т2В - сравнишь размер шестерен со своей прямозубой + у меня диаметр цельной полуоси 32мм с шрусами на обоих концах (вторая коробка пятиступка с ГП 5.12), стоит такое удовольствие - 50-100$ а ресурс в разы превосходит эту кулачковую.

Повернутися до початку
Переглянути профіль Фотогалерея Відправити приватне повідомлення Відправити e-mail ICQ Number
VesyK



Статус: Offline
Зареєстрований: 17.05.2005
Повідомлення: 330
Звідки: г.Таганрог

ПовідомленняДодано: 26 Червень 2007 14:48    Заголовок повідомлення: Відповісти з цитатою


А че не уважаешь!? Или ты кадато ездил на такой!? Laughing На таза кулачек 45 000р стоит! И смотря какой ресурс! Я еще раз повторюсь, если не валить постоянно с переключением без сцепления то коробка проходит дольше родной! И брал я ее именно для гонок! так как на соревнованиях порвал привода и пришел амбец синхронам! Я посмотрел бы с удовольствием на коробку про которую ты говоришь! и привода которые у нее со шрусами! Если не трудно, сфотай!

_________________
В тюнинге смысл, в гонках жизнь!
Повернутися до початку
Переглянути профіль Фотогалерея Garage Відправити приватне повідомлення Відправити e-mail
zaz-racer



Статус: Offline
Зареєстрований: 14.04.2003
Повідомлення: 2002
Звідки: Киев

ПовідомленняДодано: 26 Червень 2007 22:46    Заголовок повідомлення: Відповісти з цитатою


завтра в гараже сфоткаю.

А не уважаю прямозубые шестерни за шум и меньший ресурс по сравнению с косозубыми. яркий пример тот-же луазик - в редукторах с завода стоят прямозубые шестерни (шумят дико), когда сделали косозубые при скорости 80-100 не намного гремче чем в жуже (не считая звука воздуха). Цена коробки еще не говорит что она хорошая или надежная - просто спортсменам не подходит обычная механика...

P.S. нашел себе пятиступку от 911 (фактически эта же коробка) - 160 евро...

Повернутися до початку
Переглянути профіль Фотогалерея Відправити приватне повідомлення Відправити e-mail ICQ Number
VesyK



Статус: Offline
Зареєстрований: 17.05.2005
Повідомлення: 330
Звідки: г.Таганрог

ПовідомленняДодано: 27 Червень 2007 11:15    Заголовок повідомлення: Відповісти з цитатою


На самом деле она надежная! И + собрана в корпусе зазовской коробки! Поэтому переделки минимальны! Я уже изготовил корпуса задних подшипников под девяточный подшипник вместе со ступицей. А сейчас доробатываю рычаги для установки гранат!

_________________
В тюнинге смысл, в гонках жизнь!
Повернутися до початку
Переглянути профіль Фотогалерея Garage Відправити приватне повідомлення Відправити e-mail
Николаич



Статус: Offline
Зареєстрований: 14.02.2005
Повідомлення: 12


ПовідомленняДодано: 04 Липень 2007 08:54    Заголовок повідомлення: Відповісти з цитатою


Вопрос к VesyK. Подскажите , если не секрет, а какое масло заливать в прямозубую короку и в каком объеме?
Повернутися до початку
Переглянути профіль Відправити приватне повідомлення
VesyK



Статус: Offline
Зареєстрований: 17.05.2005
Повідомлення: 330
Звідки: г.Таганрог

ПовідомленняДодано: 05 Липень 2007 14:48    Заголовок повідомлення: Відповісти з цитатою


такие уже не делают! А если на заказ то стоимость 90 000р! Я сейчас такуюже еще одну мучу для горбатого, варианты двигателей на горби 4agze 3agte или ВАЗовский ротор с радиальным впуском!

2 Николаич: Масло CASTROL TAF-X 90\140 Оно специально сделано для диференциалов повышенного трения, там даже сзади на этикетке написано! Смотря кокая коробка! У меня примерно литра 2-3, главное чтобы нижний вал был наполовину в масле!


_________________
В тюнинге смысл, в гонках жизнь!
Повернутися до початку
Переглянути профіль Фотогалерея Garage Відправити приватне повідомлення Відправити e-mail
R53



Статус: Offline
Зареєстрований: 11.08.2005
Повідомлення: 326
Звідки: РФ, Боровичи

ПовідомленняДодано: 05 Липень 2007 19:06    Заголовок повідомлення: Відповісти з цитатою


А передаточные числа можно Ф студию.

_________________
Виталий.
Повернутися до початку
Переглянути профіль Фотогалерея Відправити приватне повідомлення Відвідати сайт автора ICQ Number
Николаич



Статус: Offline
Зареєстрований: 14.02.2005
Повідомлення: 12


ПовідомленняДодано: 06 Липень 2007 07:45    Заголовок повідомлення: Відповісти з цитатою


Спаибо за ответ! Коробка 3-ступенчатая "эстонская", состояние правда незнаю какое, еще не вскрывал.Коробка ставится "кверх ногами", т.е. крышка оказывается внизу.Таким образом просто нет возможности визуально определить уровень масла.Отсюда и вопрос о кол-ве.
Повернутися до початку
Переглянути профіль Відправити приватне повідомлення
VesyK



Статус: Offline
Зареєстрований: 17.05.2005
Повідомлення: 330
Звідки: г.Таганрог

ПовідомленняДодано: 09 Липень 2007 18:03    Заголовок повідомлення: Відповісти з цитатою


R53 - А я их могу сделать какими угодно, так как у меня целый ящик передаточных!

Николаич, повезло! лей смело пару литров! А такая как у меня есть только у меня и у Майкла джексона! Кстати если че могу валы и шестерни подогнать для пятиступки!


_________________
В тюнинге смысл, в гонках жизнь!
Повернутися до початку
Переглянути профіль Фотогалерея Garage Відправити приватне повідомлення Відправити e-mail
RuSlon



Статус: Offline
Зареєстрований: 25.11.2010
Повідомлення: 30
Звідки: Днепропетровск
Моє авто: Заз 110307, Опель Омега Б

ПовідомленняДодано: 25 Листопад 2010 13:35    Заголовок повідомлення: Відповісти з цитатою


Есть небольшое уточнение относительно содержания этой статьи.

Механические КПП отличаются по устройству блока шестерён (косозубоя синхронизированная/прямозубая кулачковая) и по способу переключения передач (селективная (в любой момент любая передача)/секвентальная (последовательная одна за другой)).

По сути могут быть четыре вида механики:
- синхронизированная-селективная (это как на Зазе);
- синхронизированная-секвентальная;
- прямозубая кулачковая-селективная (чаще кросс, багги, стрит);
- прямозубаякулачковая-секвентальная (чаще кольцо, ралли).

А роботизированые коробки сейчас можно встретить на многих "женских" автомобилях (Микра, Кольт, Свифт, Ноут и т.д.), но только как альтернативу автомату. Но к спорту они, естественно, не имеют никакого отношения.

Повернутися до початку
Переглянути профіль Відправити приватне повідомлення Відправити e-mail
Croma



Статус: Offline
Зареєстрований: 09.11.2010
Повідомлення: 83
Звідки: Харьков
Моє авто: Fiat

ПовідомленняДодано: 27 Листопад 2010 02:21    Заголовок повідомлення: Відповісти з цитатою


прямозубаякулачковая-секвентальная = JAWA350
Передачи переключались быстрее, чем произнести слово КЛАЦ.

Повернутися до початку
Переглянути профіль Відправити приватне повідомлення
RAPTOR



Статус: Offline
Зареєстрований: 24.06.2010
Повідомлення: 3
Звідки: Севастополь
Моє авто: ЗАЗ 968м RAPTOR

ПовідомленняДодано: 26 Березень 2011 22:20    Заголовок повідомлення: Відповісти з цитатою


- синхронизированная-секвентальная;
Хочу такую Shocked
За статью +100

Повернутися до початку
Переглянути профіль Відправити приватне повідомлення Відправити e-mail
Показати повідомлення:   

Почати нову тему   Відповісти на тему    Список форумів ЗАЗ Форум -> Трансмісія Часовий пояс: GMT + 3
Сторінка 1 з 1

 
Перейти:  
Ви не можете починати теми
Ви не можете відповідати на повідомлення
Ви не можете редагувати свої повідомлення
Ви не можете знищити свої повідомлення
Ви не можете голосувати в опитуваннях

Знайти повідомлення з часу Вашого останнього відвідування
Flag Counter ЗАЗ Форум  



Powered by phpBB © 2001, 2008 phpBB Group